Стенограмма беседы на юбилейной встрече Епархиального общества православных психологов

Прот. Сергий Филимонов -  председатель Общества  православных врачей  во имя свт. Луки  Войно-Ясенецкого, д.м.н. Стенограмма беседы на юбилейной встрече Епархиального общества православных психологов Санкт-Петербурга 19 мая 2018 г. Взаимодействие священника и психолога на приходе (на основе опыта храма Державной иконы Божией Матери на пр. Культуры).

Взаимодействие священника и психологов в нашем приходе происходит на четырёх уровнях:

●         взаимодействие с психологами Общества православных врачей Санкт-Петербурга (ОПВ СПб);

●         духовное сопровождение психологов-прихожан;

●         консультирование психологов других приходов;

●         непосредственное взаимодействие с психологом в храме.

Все эти направления имеют разную степень и глубину окормления.

В Обществе православных врачей осуществляет прием психолог, специалист в области семейной психологии,Николай Николаевич Лепехин. К нему направляются прихожане для решения сложных жизненных ситуаций в семье. Кроме того, в диспетчерской ОПВ существует телефон доверия, одна из задач которого — профилактика суицидов. В случае звонка человека, склонного к самоубийству (такие звонки фиксируются 1–2 раза в сутки), ведётся работа психолога на телефоне, чтобы предотвратить этот шаг.

 Плановый прием психолога осуществляется по записи, когда есть соответствующее время.

Среди прихожан храма есть психологи, которые ведут работу в светских учреждениях. Задача священника — помочь психологу выстроить православный образ мысли, жить по заповедям Божиим и не давать тех советов, которые противоречат православной вероучительной истине, чтобы его деятельность была в церковном духе.Духовное сопровождение необходимо и для того, чтобы сам психолог «не сошел с рельс». Иногда после одного–двух лет жизни в церкви человек ломается, не хочет жить дальше церковной жизнью, уходит из храма, вообще перестает жить по заповедям Божиим. Задача священника — удержать в церковном русле, в церковной ограде таких «сырых» в вере психологов и помочь ихвоцерковлению. Это необходимо прежде, чем с ними трудиться и взаимодействовать как со специалистами. Психологам самим надо сперва встать на ноги. Что толку давать им какие-то задания, если они еще сами на ногах не стоят и могут сами угодить в омут вслед за своими консультируемыми.

Проводятся консультация психологов из других приходов. Психологам, приезжающим за советами, священники оказывают консультативную помощь. В первую очередь настраивают на то, чтобы воцерковление происходило главным образом на своем приходе. К нам приезжают из области, из отдаленных регионов, дорога может заниматьтри часа и более — какое тут окормление? Поэтому обращающегося за советом психолога священники стараются сперва «поставить на ноги», а потом сделать так, чтобы этот специалист помогал на своем приходе, где находится его место работы и проживания. Психолог должен закрепиться за своим священнослужителем, начать воцерковлениепод его окормлением, стать со временем его духовным чадом, а не быть самодеятельным, делать все, что вздумается.

Четвёртый уровень работы происходит непосредственно в храме. Одна из причин — нехватка времени священнослужителя для индивидуальной работы с консультируемыми и более глубокого вскрытия проблем.

Например, в течение субботы и воскресенья ко мне обращаются с разными вопросами в среднем около ста человек, в месяц бывает иногда до тысячи обращающихся. Как быть? Одновременно со мной на приеме людейпосле Божественной литургии и молебнов работают три или четыре сестры милосердия, которые, как правило, имеют одно–два высших образования и специализацию по психологии. Поэтому до того, как консультируемые попадают ко мне, сестры-помощницы помогают кристаллизовать проблемы тех или иных людей.            Имея подготовку и образование, они делают это достаточно тактично, а не так, чтобычеловек развернулся и ушел. Можно назвать это психологической подготовкой к разговору со священником и помощь человеку в понимании проблемы. Многие вопрошающие, приходя в первый раз, не могут конкретизировать, обозначить проблему. Во беседе с сёстрами иногда выясняется, что человек пришёл совершенно с другим вопросом, чем заявлял вначале. Случается, что во время самоподготовки он начинает понимать, что нужно делать. Половина вопросов решается в процессе разговора, опроса человека, то есть выстраиваются понятные, логичные схемы решения проблем, которые он не видел до этого.

Следующим  видом  взаимодействия со психологом на приходе являетсяанализ ошибок при сборе духовного анамнеза.

У врачей существуют anamnesismorbi (анамнез заболевания), anamnesisvitae (анамнез жизни), когда собирается историю того или иного заболевания. Духовный же анамнез практически никто не собирает, мало кто из православных врачей заостряет на этом внимание. Сбором духовного анамнеза удается выяснить причинно-следственные связи возникшей у человека проблемы — психологической, психиатрической или какой-то другой. Священник, который собирает анамнез, не застрахован от ошибок, он может что-то не доспросить. Поэтому анализ ошибок при сборе духовного анамнеза помогает взаимодействовать с психологом.

Когда человек направляется к психологу, в процессе работы с ним, по мере вскрытия проблемы может выясниться, что священник не учел каких-то обстоятельств, поэтому при взаимодействии священника с психологом обязательно выстроена обратная связь.Для самого священнослужителя такое выявление ошибок, проколов, которые он допустил, является  моментом самоанализа и самообучения в дальнейшем.

Также целью взаимодействия с психологом является подготовка к встрече со священником. Некоторые люди, в первый раз встречающиеся со священнослужителем, стесняются, не знают, как с ним беседовать, считают, что это некоезаоблачноесущество, живущее в другом мире, а когда священник начинает разговор, вдруг выясняется, что он нормальный человек.Другиенапротив начинают сразу говорить очень много того, что не относится к делу. Поэтому подготовка к правильному разговору необходима.

Важный момент в этом целевом предназначении — это научение и обучение самого психолога. По мере того, как священник взаимодействует с психологом, последний видит действие промысла Божия, причины возникновения у человека трудной ситуация, как результатом нарушения каких заповедей она стала, то есть. раскрываются причинно-следственные связи. Священник помогает увидеть психологу, какая греховная составляющая привела человека к проблеме, как возникла проблема и какими духовными путями священник будет решать этот вопрос. Это момент более глубокого профессионального обучения психолога с духовной точки зрения.

Следует затронуть вопрос о методе работы православных психологов в приходе. Какой алгоритм работы с человеком обращающимся за помощью?

Подготовка к первичной встрече священника с вопрошающим, к установлению первого контакта,более глубокому разговору осуществляется следующим образом: если человек приходит совсем неготовым к беседе, он сразу переадресуется, как было уже сказано, к одной из сестер милосердия. Выясняются родовые проблемы, проблемы в прошлой жизни, нарушение иерархических связей в семье и т. д.

Понятно, что сложные проблемы за несколько секунды не решить, и священник может быть не готов к ответу. В таком случае мы не стесняемся сказать, что мы не готовы к ответу сейчас. Человеку предлагается подробнейшим образом написать письмо по электронной почте или, если он стесняется, обычным письмом, запечатать его, подписать фамилию, имя, отчество, телефон. Письмо он отдает сестрам милосердия либо дежурному.

Какой смысл в этом написании? Многолетняя практика, огромная выборка (около 20 тысяч человек) на которой эта методика применялась, свидетельствует, что человек, описывая, пытаясьизложить проблему своей жизни, сам находит множество ошибок, которые он совершил, сам прорабатывает свою жизнь. Таким образом происходит самоанализ самого вопрошающего. Нередко получается: когда письмо дописано, человек ужесам получил ответы, грубо говоря, на 60% тех вопросов, которые задавал. Ему делается понятно, что с ним произошло. Почему необходимо писать именно в развернутом виде? Мы обычно просим, если он жалуется на проблемы в семейной жизни: опишите пожалуйста, что было до семейной жизни, какая у вас была ситуация в семье, как вы нашли человека, как вы строили с ним отношения, как вы вышли замуж или женились, как потом все складывалось. Человек описывает не последние несколько месяцев, а дает длительную временную развертку за продолжительный период. Иногда мы видим, что проблемы начинались с детсада, со школы. Поэтому, когда мы получаем рассказ, развернутыйна 20–30 лет назад, становится понятно, где находятся болевые точки, которые важны и священнослужителю, и психологу.ЭТО РАБОТА ПСИХОЛОГА

Следующий шаг — подготовка к разговору со священником сестрами-катехизаторами. Когда письмо написано, начинается вскрытие проблем священником, он видит болевые точки и понимает, где ему нужно подключить психолога, а где он будет действовать сам, то есть начинается поиск путей помощи в правильном решении вопроса. Все острые углы подчеркиваются и уже конкретно с человеком при повторном приходе к священнослужителю подробно разбираются.

Дальше идет следующий шаг — определение пути и способа сопровождения человека. Этих путей и способов в результате анализа получается пять:

1. Духовник, священник. Иногда человек приходит и говорит: «Дайте мне психолога православного или отправьте меня к психотерапевту», а затем выяснятся, что этот человек далек от Церкви, от церковной жизни вообще, и никакой психолог в этот момент ему не нужен. Ему нужен в этот момент священнослужитель, который поможет ему правильно выстроить свою церковную жизнь. И тогда у него выстроятся все остальные моменты, в том числе психологические. Если что-то останется невыясненным, тогда он уже может претендовать на психологическую помощь. Иначе получается, что психологу приходится заниматься советами по воцерковлению человека, что совсем не к месту. В этом случае священник либо замыкает этого обратившегося конкретно на себя, либо на того священнослужителя, в храм которого этот человек ходит. Опыт показывает, что, как правило, священнику сначала следует самому подготовить человека, крепко поставить на ноги, а затем уже отправлять на приход к тому священнослужителю, которому он может человека доверить. Как правило, мы отправляем всегда к тем, кому мы доверяем, о ком мы знаем, что этот человек не поранит.

2. Психиатр. Иногда выясняется, что обратившемуся к нам за психологической помощью также не надо к психологу, так как у негоесть психическое заболевание. Придет такой человек к психологу и будет его мучить. И священнику не надо заниматься с этим человеком сейчас, так как вначале он должен получить нормальное, качественное психиатрическое, в том числе медикаментозное, лечение. К сожалению, это достаточно сложно, все боятся психиатров и таблеток. Понятно, что лекарства действуют на мозговую составляющую и т. д., но тем не менее, если нет лечения психически больного человека, в этом случае очень сложно выстраивать с ним разговор, он просто не услышит священника, так как будет находиться в таком состоянии, когда бесполезно что-то ему объяснять. Потому сопровождение психолога или священника в этом случае возможно после психиатрического лечения. По нашему опыту, примерно от 30 до 50% людей приходят необоснованно, просят себе психолога, не понимая того, что им нужен психиатр. Они думают, что психолог — это психиатр без таблеток.

Вопрос: Ну и психолог может поднаправить, подсказать?

Отец Сергий: Да, и психолог может. Но они приходят ко мне как к священнику. Говорю сейчас про взаимодействие со священником. Если они придут к психологу непосредственно и психолог почувствует, что здесь психическое заболевание, он может это уловить.

Вопрос:Вы, батюшка, видите психиатрическое заболевание как доктор?

Отец Сергий:Я тоже не всегда вижу, честно скажу. Я просто спрашиваю в лоб:

— Вы нейролептики?

— Да, принимаю.

— Какие? Как давно?

— Нейролептики принимаю.

Это первый вопрос. Второй вопрос, который я задаю:

—У вас инвалидность есть?

— Есть, да.

— Вы лежали в клинике неврозов?

— Да.

Всё, можно задать три вопроса, и буквально за минуту становится ясно, кто перед тобой. Иначе можете разговаривать полчаса и не поймете, что это психически больной человек. Только, когда он начнет рассказыть, что его просвечивают лучами и он слышит голоса и т. д., в этот момент вы «включитесь» и поймете, что это действительно не тот человек, которому вы должны оказывать помощь. И не только не должны, но и не имеете права. Ему нужна психиатрическая поддержка. Он будет ошибочно идти к вам, потому что вы его пожалеете и не будете давать таблеток, в которых он нуждается. У него может быть реактивное состояние, и он после вашего приема может пойти и покончить собой, потому что не был направлен вовремя к психиатру.

3. Психолог. После того, как священник произвел такую, можно сказать, дифференциальную диагностику, увидел, что человек живёт церковной жизнью, что он не психически больной, тогда он подключает психолога, который может решить элементарные проблемы: неправильное поведение в семье, неправильно выстроенная иерархия, неправильное понимание всех взаимоотношений и т. п. В этом случае психолог может много чем помочь. Например, люди готовятся к браку, у них нет опыта семейной жизни, они сами воспитывались одинокими матерями или отцами в разрушенных семьях. Понятно, что их брак может быть неудачным. Таким людям требуется психологическое сопровождение, курсы подготовки молодоженов или курсы по тренингу в кризисной семье с конкретным разбором ситуаций. Подобными вопросами в нашем приходе занимается психолог Марина Брагина. Она проводит или частные консультации, или длительный тренинг, который поможет правильно выстроить необходимые семейные отношения.В процессе работы с психологом иногда выясняются важные моменты. Например, жены, вместо того, чтобы быть женами, становятся вторыми мамами для мужей или же могут шантажировать детьми. Психолог может оказать колоссальную помощь, взаимодействуя со священником, который, как мы уже отмечали, может совершать ошибки,иной раз не может уловить особенно тонкие. Пример: у меня было духовное чадо, которое я знал уже лет пять, но не догадывался о его поведении. Человек надевал маску, у него было определенное лицо. В храме ко мне приходила такая вся «белая пушистая» жена, а дома она для мужа она была и доктор, и мать, но не жена. И только через пять лет это удалось понять. Священник иной раз видит одного человека, а дома и на работе это совсем другое лицо. Не всегда человек может во всей полноте раскрыться перед духовником, всем хочетсявыглядеть благообразными и праведными.

4, 5. Священник+психолог;  и священник+психиатр — комбинированные пути сопровождения. Какие результаты мы наблюдаем в результате такого сопровождения?

Первый результат — приходит человек за психологической помощью, а у него отсутствует духовник. Если человек внимающий, в этом случае он услышит, что отсутствие духовника — это плохо, и первое, что он должен сделать, это найти духовника на приходе. Он молится об этом Богу.

Бывает, что обращаются в храм люди напористые, самонадеянные, с конкретным пожеланием:вынь да положьим психолога. В этом случае именно психолог может сказать человеку, что ему необходим духовник, иначе никакие проблемы не решатся. Но, к сожалению, часто подобные люди так и остаются в своем самоварении.

Второй результат —у человека возникают какие-то психологические вопросы именно из-за того, что он не доверяет своему духовнику или у него непонимание с духовником.Значит, он должен добиться понимания, выстроить отношения, а он, наоборот, их запускает. Это как запущенная хроническаяболезнь. Человек не доверяет духовнику, и проблема комом растет и приводит потом к разрыву духовнической связи.Неправильно выстроенные отношения с духовником могут быть основаны на страстях, на влюбленности в него или, наоборот, если духовник четко и прямо указывает на недостатки. Бывают особые личности, которые не в состоянии воспринимать правдивые врачевания своего духовника и поэтому выстраивают неправильные отношения. Возникают обиды на духовника, затаение помыслов и т. д. Взаимодействие с психологом позволяет вскрыть эти проблемы. Задача психолога помочь правильно выстроить духовническую связь, священник с одной стороны, психолог — с другой.

Третий результат — выявление недоверия вообще к священству как к таковому и высокое самомнение, «я в церковь могу ходить и всё». У таких людей, как правило, огромнейшие психологические проблемы, потому что они варятся в своем собственном соку и это на один шаг от прелести — мне священники не указ. У таких людей высочайшее самомнение, ошибочное представление о том, что церковь — это одно, а священники — это другое. Как правило, это сопровождается неуважением к священноначалию.

Четвертый результат — выявление проблем, требующих психологической корректировки. Это необходимый для нас результат, когда мы выявляем проблему, которая действительно требует психологической корректировки. В решении этой проблемы есть ключевыемомента.

Первый из таких моментов —это необходимость работы с психологом, который видит суть проблемы.В таком случае, священник, не побоюсь этого слова,немножко сбрасывает с себя груз, который ему на самом деле нести и не надо, так как это задача психолога.Священник вскрывает проблему и отправляет к психологу. Священник говорит, что исправлять, а психолог — как исправлять. На душевном уровне задача психолога — помочь услышать духовника. Важна и обратная связь с ним — психолог может дать священнику информацию в динамике, что происходит и какие патологические модели у человека существуют.Динамика имеет большое значение. Человек может несколько лет ходить на тренинги. Тогда священнику необходимо понимание, следует ли продолжать психологическое сопровождение, какую духовную модель помощи ему выстроить по отношению к этому прихожанину. Это может быть просто утешение, может быть молитвенное сопровождение человека. Например, человек гордый, с высоким самомнением, ничего не хочет делать, такого исправит только Господь. Но священник не имеет права его бросать. Психолог сообщает: два года бьемся, нулевой результат, слышит только себя. Такому человеку нужно помочь, чтобы он не отошел от Церкви, от таинств, не потерял веру. Модель духовного сопровождения выстраивается, исходя из того, что психолог помогает со своей стороны в оценке динамического развития личности.

Заключительный момент, конечная задача священника и психолога — установить связь между человеком и Богом,  помочь правильно войти в Церковь и правильно находиться в церковной жизни. Не замкнуть человека на себя, а сделать так, чтобы тот правильно пошёл по пути духовного развития под окормлением священника, наблюдением психолога.

ШЕХОВЦОВА Л.Ф. - ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ЕПАРХИАЛЬНОГО  ОБЩЕСТВА  ПРАВОСЛАВНЫХ ПСИХОЛОГОВ  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА  ВО ИМЯ СВТ.ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА, Д.П.Н.

РАЗМЫШЛЕНИЯ  ОБ ОПЫТЕ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СВЯЩЕННИКА  И ПСИХОЛОГА  НА ПРИХОДЕ ИКОНЫ  ДЕРЖАВНОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

  ПРОТ. СЕРГИЯ ФИЛИМОНОВА

Изложение прот. Сергием Филимоновым своего  многолетнего опыта  взаимодействия  с  психологами  чрезвычайно  важно.

Можно  много ценных находок почерпнуть  при анализе  этого опыта.

Например, если   среди прихожан храма есть психологи, которые ведут работу в светских учреждениях,  то  задача священника — помочь психологу выстроить православный образ мысли  у тех людей,с  которыми он  работает,  как  жить по заповедям Божиим и как не давать такие рекомендации, которые противоречат православной вероучительной истине-  надо, чтобы  деятельность  психолога  всегда  была в церковном духе.

 Важна  и помощь  священника  психологам  из  других приходов, если они обращаются за консультацией.

  Очень интересный опыт у о.Сергия совместной работы со  специалистами-помощниками.  В  течение субботы и воскресенья к нему  обращаются с разными вопросами в среднем около ста человек, одновременно с ним  на приеме людей после Божественной литургии и молебнов работают три или четыре сестры милосердия.  До того, как консультируемые попадают к нему,сестры-помощницы помогают им  сформулировать  проблемы .То  есть , это т.н. ПЕРВИЧНЫЙ ПРИЕМ .              Можно назвать это психологической подготовкой к разговору со священником и оказание помощи человеку в понимании проблемы- и хочется подчеркнуть-исполнять эти функции может только   специалист,  имеющий психологическое образование, т.к  малейшая ошибка  в тонком процессе такого первичного общения может  привести  к  отказу от  продолжения разговора  со  священником..

 Выяснение  родовых проблем, нарушения иерархических связей в семье – это сложные проблемы ,за решение  которых  может браться  только психолог-профессионал, вряд ли решение их возможно сестре-милосердия.

Психологический анализ  духовного анамнеза  тоже  очень полезная форма  взаимодействия психолога  со  священником,  анализ ошибок при сборе духовного анамнеза помогает их взаимопониманию. При этом происходит  взаимообучение  и  психолога, и священника. Психолог  научается видеть действие промысла Божия, причины возникновения у человека трудной ситуация как результата нарушения  заповедей . Священник  научается  видеть психологические причины , мешающие  искоренению страсти.

  Очень интересный опыт, когда человеку перед первой  встречей  предлагается подробнейшим образом написать письмо по электронной почте или передать его дежурному. Такая предварительная информация  важны и священнослужителю, и психологу, когда заранее уже  становится понятным –где   РАБОТА ПСИХОЛОГА, а где  священника.

  Модель духовного сопровождения выстраивается, исходя из проблемы: психолог помогает со своей стороны в ее решении, а священник  помогает прихожанину установить связь с Богом,   правильно  возрастать в духовной  жизни.

И  в то же время  с некоторыми   положениями, изложенными   отцом Сергием при  осмыслении его опыта , можно не согласиться.

Замечательно, что в диспетчерской службе  ОПВ существует телефон доверия, одна из задач которого — профилактика суицидов.    «В случае звонка человека, склонного к самоубийству (такие звонки фиксируются 1–2 раза в сутки), ведётся работа психолога на телефоне, чтобы предотвратить этот шаг» - говорит  отец  Сергий. Значит ли это, что в  ОПВ организована  специальная суицидальная служба Телефона  доверия , ведь  на такие звонки должен отвечать специально подготовленный  для этого психолог или  психиатр? Малейшая  ошибка или  несоответствующая интонация отвечающего на звонок,  может привести к  непоправимому  результату. Такое  служение нельзя доверять неподготовленному диспетчеру, тем более, если такие звонки случаются 1-2 раза в  сутки!

Очень важен вопрос ДУХОВНОГО  ОКОРМЛЕНИЯ  ПСИХОЛОГА.

Психолог, помогающий  верующему  человеку, должен сам обладать опытом духовной жизни. Совершенно  согласны с отцом Сергием, что духовное сопровождение необходимо и  самому  психологу, как и любому  верующему  и воцерковленному человеку. Тем более, что  одно из сильных искушений для психолога-самость, «самодеятельный  произвол»(ведь  я вооружен знаниями).    Но , как нам  кажется, окормляться  психолог может  в том  храме, куда он постоянно ходит, необязательно  у духовника  Общества.

Отец  Сергий пишет, что часто прихожанин  приходит и говорит: «Дайте мне психолога православного или отправьте меня к психотерапевту»

Если  выяснятся, что этот человек далек от Церкви, от церковной жизни вообще,

то отец  Сергий полагает, что  психолог в этот момент ему не нужен, а  нужен только  священнослужитель, который поможет ему правильно выстроить церковную жизнь. И тогда у него выстроятся все остальные моменты, в том числе психологические, и только  потом он может претендовать на психологическую помощь, если какие-то проблемы  останутся нерешенными.

    Здесь  с о. Сергием  можно не согласиться,т.к. при воцерковлении  проблемы не решаются автоматически. Вначале можно порешать и психологические проблемы и психолог может  убедить человека в необходимости духовной жизни, а  уж по пути воцерковления  его будет  вести священник. Наш опыт психологов –консультантов  показывает, что  и у достаточно давно  воцерковленных людей  психологических нерешенных проблем  очень много, даже если  человек ведет постоянную духовную жизнь,  душевные  его проблемы при этом  не решены.

Отец  Сергий  полагает, что психолог может решать  с человеком  «элементарные проблемы»- неправильное поведение в семье, неправильно выстроенная иерархия, неправильное понимание всех взаимоотношений -  это далеко НЕ элементарные проблемы :  их можно решать годами, и  эффективна как раз только совместная работа- психологическая и духовная-синергия(как  у птицы  два крыла- на одном   не полететь).

Также не однозначен  вопрос   с   психиатром. Отец  Сергий полагает,что  священнику не надо заниматься  этим человеком сначала, так как вначале он должен получить нормальное, качественное психиатрическое, в том числе медикаментозное, лечение; сопровождение психолога или священника  возможно только  после психиатрического лечения. Но психиатры  сами спорят о причинах психического  заболевания, есть мнение, что это результат одержимости- тогда  как же больного лишать духовной помощи   и лечить одержимость таблетками? Может быть более правильный подход  комплексный:и  медикаментозное лечение  , и участие   в церковной жизни?  Священник+психолог;  и священник+психиатр — комбинированные пути сопровождения.

Как  можно выстраивать   такое сопровождения?

 Если при воцерковлении человек понимает, что отсутствие духовника — это плохо, то первое, что он должен сделать, это найти духовника на приходе. В этом случае именно психолог может подсказать человеку, что ему необходим духовник. 

Но  найти сегодня духовника очень непросто!

Если  человек  не доверяет своему духовнику или у него непонимание с духовником,  то  значит  ли , что  он сам должен добиться понимания, выстроить отношения, а не  совместные ли это действия  чада  и духовника?

И   задача ли  это  психолога-  помочь правильно выстроить духовническую связь -  это слишком интимный вопрос,   как бы тут третий не оказался лишним?

Чтобы  психолог   помог прихожанину  услышать духовника,  мог дать священнику информацию о динамике  того, что происходит  с человеком,  для  этого нужно очень  тесное его  сотрудничество, соработничество  со  священником.

Внутренняя жизнь прихожанина-предмет работы  и психолога, и духовника, и тут очень важно каждому  из них не влезать  на  «чужую территорию», а там очень тонкая граница- где душевное переходит  в духовное, а где духовное-в душевное!

Работа  того  и другого должна быть филигранной!

Мнение отца  Сергия:  священник говорит, что исправлять, а психолог — как исправлять.  НО   КАК  исправлять-задача  гораздо более  сложная, чем диагностическая_-ЧТО исправлять. Часто человек понимает,ЧТО ему надо  исправить, а вот КАК-для этого нужны усилия, решимость,  когда без помощи Божьей-никак самому  не справиться!

 Модель  взаимодействия священника  и психолога на приходе РПЦ сегодня еще только  выстраивается  и поэтому  так  важно собирать  и осмысливать  этот  пока  немногочисленный  бесценный опыт      для решения  насущных задач церковной практики  духовного и душевного  сопровождения верующего  человека.

Конечная задача священника и приходского психолога  одна— помочь верующему  человеку  правильно войти в Церковь и вести напряженную правильную  духовную  жизнь.