Три силы души

                                    Святые отцы выделяют три основные силы души или три ее части:

  1. мыслительная (или умная, словесная)
  2. сердечная (или раздражительная, чувственная)
  3. волевая (или желательная)

Я намеренносделалатакую яркую,схемусил души, чтобы более образно показать действие органов чувств надушу человекаи важность высших сил души,и их влияние на всю динамику жизни и ее направленность.

Есть такой американский мультфильм «Верх».К слову, до просмотра этого мультфильма, я всегда относилась к заокеанской мультипликации весьма критично.Сюжет мультфильма не связан с нашей темой, просто сам летающий на воздушных шарах дом – это хороший образ для лучшего восприятия сути вопроса.

Внутри этогодомика находились рычаги управления полетом.

Наше тело тоже можно назвать домом души, в котором есть пять органов чувств,производящих ощущения и впечатления, те самые рычаги в домике, влияющие на низшие силы души: потребности, влечения, эмоции, воображение. Если эти рычаги оставить без управления, то наш домик будет носить ветром перемен то в одну, то в другую сторону.Поэтому очень важно научиться управлять нашими чувствами, а не позволятьим управлять нами.

Шары, поднимающие дом вверх – это силы души, которые выходят за пределы нашей телесности (домика).

Классическая психология рассматривает только те силы и проявления души, которые на рисунке ближе к домику и земле, так называемые низшие силы души.

Православная психология берет во внимание все иерархическиеуровни сил души, изучая их взаимодействие и акцентируя внимание на ее высших проявлениях, нацеленных на спасение души.В сердечной силе – этосоциальное чувство сострадания и благодарности к людям,духовные чувства – вера, надежда,любовь, благодарность Богу, самопожертвование;

в умной части – ум духовный, мудрость (благодатный ум), стремление к Богопознанию и совесть;

в волевой части – воля к добродетели, стремление подчинить свою волю Воле Божьейи ревность по Богу (не все слова можно уместить в шариках)

Давайте представим, что все перечисленные высшие силы души  мы  проигнорируем, как  светская психология и обрежем эти шары. Сможет ли наш домик  подняться вверх, выше земных потребностей, к духовно-нравственному совершенству и своему спасению?  Он, скорее всего так и будет стоять на месте или влачиться вдоль земной поверхности.

    Все названные  силы души находятся в иерархическом соотношении.  Если ум (духовный) руководит сердечными  чувствами, то наша воля устремлена на угождение Богу. Вот как можно определить угождаем мы Богу или нет: поступаем по духу(уму) или по плоти(чувствам).  Если же мы руководствуемся низшими чувствами, то можем поступать безрассудно или безвольно.

   Совесть – волевое проявление действия духа.  Поэтому совесть еще называют голосом Божьим, ведь наш дух имеет связь с Богом.  Если мы угашаем голос совести, подавляем ее и поступаем против совести, то мы угашаем дух и теряем связь с Богом.

  «Тройственность человеческой души имеет глубочайшее внутреннее обоснование.   Целостное христианское учение состоит из трех основных частей: доктрины (догматов), нравственного учения и богослужения. Доктрина открывает верующему истину, подтверждая ее доказательствами, апеллируя к разуму человека.  Нравственное учение действует на волю, через правила, руководящие поведением, устремляя к добру.  Церковная служба действует на чувства, обеспечивая возможность реального общения с Богом в религиозных таинствах через духовную красоту. Причем она действует на все пять органов чувств:  мы видим красоту и убранство храма, блеск лампад и свечей; ощущаем чудный аромат ладана и слышим умиротворяющее пение и моление; соприкасаемся со святынями и святыми образами, вкушаем Тело и Кровь Христову, литию и просфору  и пьем святую воду. Все это благостно и таинственно влияет на душу,  исцеляя и очищая ее от греха.                                                                                                                        Таким образом, путь человека к Богу – Истине, Добру и Красоте – осуществляется человеком трояко, через свой разум, свою волю и свои чувства. Триединство пути к Богу реализуется человеком через свою триединую душу».

Из книги «Элементы православной психологии», авторы Л.Ф. Шеховцова и Ю.М. Зенько

Читая эти строки, хочется воздать славу Богу за то, что в Его Церкви мы имеем все потребное для нашего исцеления и совершенствования.

Жизнь духовная есть деятельность без участия чувств. Нам с вами, конечно до этого далеко, но нужно, по крайней мере,  понять, что для того, чтобы мыслить и двигаться в правильном направлении, мы не должны руководствоваться низшими  чувствами.  Поэтому нужно изучать и развивать в себе духовные чувства.

  Словами «религиозные чувства» (или духовные) обозначается та группа чувств, которые связаны с представлениями о Боге и сверхчувственном мире.

   Основные религиозные чувства -  это страх Божий, смирение, вера, надежда, любовь, а так же,  благоговение, благодарность, преданность, почитание, ревность, радость.  В русской богословской литературе об этих чувствах написано достаточно подробно.

Хочется заострить внимание на таком духовном чувстве, как вера.

 «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом»  (Евр.11:1)

Это значит, что вера – это действенное чувство; что наша вера осуществляет то, в чем мы уверенны и чего мы ожидаем!  Но в этом есть свои нюансы и даже некоторая опасность!

  Необходимо понимать, что вера – это не просто принадлежность человека к определенной конфесии, как считают некоторые, но сила его души, способная осуществлять то, что человек ожидает!

 Вот почему опасно, если человек не верит в Бога, но живет в суеверии или страхе. Почему мы часто слышим: чего боялся, то и получил? Потому, что страх эксплуатирует нашу веру в своих целях, осуществляя с ее помощью то страшное, что мы ожидаем и в чем уверены.  Вот почему в Евангелии чаще всего остального Господь говорит нам «НЕ БОЙСЯ!»

     Как – то женщина, умирающая от рака призналась, что после того, как от этого же умерли ее бабушка, а потом и мама, она стала бояться, что так же умрет от этой болезни. Несчастная жертва страха невольно говорила об этом. Она постоянно ловила себя на мысли, что ждет, когда у нее обнаружится опухоль и ничуть не удивилась, когда дождалась.

    Если наша вера не угождает Богу, то она может работать против нас. 

Поэтому неверие в Бога – это духовная болезнь, от которой проистекают все остальные болезни и проблемы. И напротив, вера рождает и другие духовные чувства.

   Вера в то, что Бог заботится о человеке, вызывает в нем чувство благодарности и чувство преданности воли Божьей, а любовь к Богу рождает в душе чувство ревности. 

 На примере веры и страха человеческого можно увидеть важность умения различать в трудных ситуациях, чем мы руководствуемся, каким чувством, созидательным или разрушительным. И стремиться управлять этими чувствами с Божией помощью.

Елена Триандофилова