Три силы души
Святые отцы выделяют три основные силы души или три ее части:
- мыслительная (или умная, словесная)
- сердечная (или раздражительная, чувственная)
- волевая (или желательная)
Я намеренносделалатакую яркую,схемусил души, чтобы более образно показать действие органов чувств надушу человекаи важность высших сил души,и их влияние на всю динамику жизни и ее направленность.
Есть такой американский мультфильм «Верх».К слову, до просмотра этого мультфильма, я всегда относилась к заокеанской мультипликации весьма критично.Сюжет мультфильма не связан с нашей темой, просто сам летающий на воздушных шарах дом – это хороший образ для лучшего восприятия сути вопроса.
Внутри этогодомика находились рычаги управления полетом.
Наше тело тоже можно назвать домом души, в котором есть пять органов чувств,производящих ощущения и впечатления, те самые рычаги в домике, влияющие на низшие силы души: потребности, влечения, эмоции, воображение. Если эти рычаги оставить без управления, то наш домик будет носить ветром перемен то в одну, то в другую сторону.Поэтому очень важно научиться управлять нашими чувствами, а не позволятьим управлять нами.
Шары, поднимающие дом вверх – это силы души, которые выходят за пределы нашей телесности (домика).
Классическая психология рассматривает только те силы и проявления души, которые на рисунке ближе к домику и земле, так называемые низшие силы души.
Православная психология берет во внимание все иерархическиеуровни сил души, изучая их взаимодействие и акцентируя внимание на ее высших проявлениях, нацеленных на спасение души.В сердечной силе – этосоциальное чувство сострадания и благодарности к людям,духовные чувства – вера, надежда,любовь, благодарность Богу, самопожертвование;
в умной части – ум духовный, мудрость (благодатный ум), стремление к Богопознанию и совесть;
в волевой части – воля к добродетели, стремление подчинить свою волю Воле Божьейи ревность по Богу (не все слова можно уместить в шариках)
Давайте представим, что все перечисленные высшие силы души мы проигнорируем, как светская психология и обрежем эти шары. Сможет ли наш домик подняться вверх, выше земных потребностей, к духовно-нравственному совершенству и своему спасению? Он, скорее всего так и будет стоять на месте или влачиться вдоль земной поверхности.
Все названные силы души находятся в иерархическом соотношении. Если ум (духовный) руководит сердечными чувствами, то наша воля устремлена на угождение Богу. Вот как можно определить угождаем мы Богу или нет: поступаем по духу(уму) или по плоти(чувствам). Если же мы руководствуемся низшими чувствами, то можем поступать безрассудно или безвольно.
Совесть – волевое проявление действия духа. Поэтому совесть еще называют голосом Божьим, ведь наш дух имеет связь с Богом. Если мы угашаем голос совести, подавляем ее и поступаем против совести, то мы угашаем дух и теряем связь с Богом.
«Тройственность человеческой души имеет глубочайшее внутреннее обоснование. Целостное христианское учение состоит из трех основных частей: доктрины (догматов), нравственного учения и богослужения. Доктрина открывает верующему истину, подтверждая ее доказательствами, апеллируя к разуму человека. Нравственное учение действует на волю, через правила, руководящие поведением, устремляя к добру. Церковная служба действует на чувства, обеспечивая возможность реального общения с Богом в религиозных таинствах через духовную красоту. Причем она действует на все пять органов чувств: мы видим красоту и убранство храма, блеск лампад и свечей; ощущаем чудный аромат ладана и слышим умиротворяющее пение и моление; соприкасаемся со святынями и святыми образами, вкушаем Тело и Кровь Христову, литию и просфору и пьем святую воду. Все это благостно и таинственно влияет на душу, исцеляя и очищая ее от греха. Таким образом, путь человека к Богу – Истине, Добру и Красоте – осуществляется человеком трояко, через свой разум, свою волю и свои чувства. Триединство пути к Богу реализуется человеком через свою триединую душу».
Из книги «Элементы православной психологии», авторы Л.Ф. Шеховцова и Ю.М. Зенько
Читая эти строки, хочется воздать славу Богу за то, что в Его Церкви мы имеем все потребное для нашего исцеления и совершенствования.
Жизнь духовная есть деятельность без участия чувств. Нам с вами, конечно до этого далеко, но нужно, по крайней мере, понять, что для того, чтобы мыслить и двигаться в правильном направлении, мы не должны руководствоваться низшими чувствами. Поэтому нужно изучать и развивать в себе духовные чувства.
Словами «религиозные чувства» (или духовные) обозначается та группа чувств, которые связаны с представлениями о Боге и сверхчувственном мире.
Основные религиозные чувства - это страх Божий, смирение, вера, надежда, любовь, а так же, благоговение, благодарность, преданность, почитание, ревность, радость. В русской богословской литературе об этих чувствах написано достаточно подробно.
Хочется заострить внимание на таком духовном чувстве, как вера.
«Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр.11:1)
Это значит, что вера – это действенное чувство; что наша вера осуществляет то, в чем мы уверенны и чего мы ожидаем! Но в этом есть свои нюансы и даже некоторая опасность!
Необходимо понимать, что вера – это не просто принадлежность человека к определенной конфесии, как считают некоторые, но сила его души, способная осуществлять то, что человек ожидает!
Вот почему опасно, если человек не верит в Бога, но живет в суеверии или страхе. Почему мы часто слышим: чего боялся, то и получил? Потому, что страх эксплуатирует нашу веру в своих целях, осуществляя с ее помощью то страшное, что мы ожидаем и в чем уверены. Вот почему в Евангелии чаще всего остального Господь говорит нам «НЕ БОЙСЯ!»
Как – то женщина, умирающая от рака призналась, что после того, как от этого же умерли ее бабушка, а потом и мама, она стала бояться, что так же умрет от этой болезни. Несчастная жертва страха невольно говорила об этом. Она постоянно ловила себя на мысли, что ждет, когда у нее обнаружится опухоль и ничуть не удивилась, когда дождалась.
Если наша вера не угождает Богу, то она может работать против нас.
Поэтому неверие в Бога – это духовная болезнь, от которой проистекают все остальные болезни и проблемы. И напротив, вера рождает и другие духовные чувства.
Вера в то, что Бог заботится о человеке, вызывает в нем чувство благодарности и чувство преданности воли Божьей, а любовь к Богу рождает в душе чувство ревности.
На примере веры и страха человеческого можно увидеть важность умения различать в трудных ситуациях, чем мы руководствуемся, каким чувством, созидательным или разрушительным. И стремиться управлять этими чувствами с Божией помощью.
Елена Триандофилова